Как часто вы задаетесь вопросом, куда исчезает ваша зарплата? Почему снова еле-еле дотягиваешь до получки? Кажется, если бы получать раза в два-три больше, то все проблемы решились бы сами собой. Однако случается, что, даже получив повышение и прибавку к зарплате, обнаруживаешь, что денег снова не хватает.
Все мы разные, и каждому свойственно действовать по-своему. Кто-то предпочитает решать финансовые проблемы по мере их поступления, кто-то живет по принципу «все как-нибудь само обойдется», некоторые пытаются планировать. Самые же мудрые выстраивают систему, которая помогает избежать возможных проблем.
Чем больше в вашей жизни нерешенных вопросов, тем острее вы чувствуете необходимость все систематизировать. При этом хочется, чтобы система была максимально проста, понятна, удобна и позволяла управлять своими финансами без стресса, эмоционального напряжения и не отнимала много времени. Такое бывает? Бывает.
Знаете ли вы, каковы ваши ежемесячные доходы и расходы? Сколько и откуда денег к вам приходит? Куда и сколько уходит?
Отчет о доходах и расходах поможет ответить на все ваши вопросы.
«Ерунда, мы это уже проходили», – скажете вы.
Действительно, кто из нас не пытался хотя бы раз учитывать свои расходы? Кто не пробовал собирать чеки, чтобы выяснить, куда уходят все деньги? Думаю, вы пытались и, возможно, не раз. Часто первый порыв заканчивается очень быстро, необходимость все учитывать начинает давить. Хуже того, часто другие члены семьи не поддерживают вас в этом начинании, и на почве учета и экономии возникают конфликты.
И люди очень быстро разочаровываются в такого рода финансовом планировании.
Дело в том, что сам по себе учет доходов и расходов ни к чему не ведет. Это лишь сбор данных. Основная задача – это составление личных (семейных) финансовых целей и разработка плана по их достижению.
Но работа эта начинается с анализа того, что уже есть. Для этого и необходим контроль за движением ваших денег.
Предлагаю вам заняться учетом собственных средств, построить и контролировать свой семейный бюджет.
Только давайте договоримся, что не будем относиться к этому, как к «закручиванию гаек» или «финансовой диете». Постараемся отнестись к процессу с оптимизмом. Ведь бюджет – это ваш помощник в определении основных направлений ваших расходов, инструмент, помогающий вам расходовать деньги на наиболее важные для вас цели.
Алгоритм построения бюджета включает всего три шага. Если вы их пройдете один за другим, вам станет ясно, как вы живете, как получаете свои деньги и как их расходуете.
Шаг 1. Определите статьи доходов и расходов.
Шаг 2. Запишите все ваши доходы и расходы.
Шаг 3. Поставьте цели и сформируйте бюджет.
Шаг 1. Определите статьи доходов и расходов.
Основной смысл построения бюджета в том, чтобы понять, откуда приходят и куда уходят ваши деньги. А это нужно, в свою очередь, для того, чтобы вы могли принять соответствующие обдуманные решения об изменении потока ваших денег в направлении более важных для вас расходов.
Бюджет будет построен грамотно в том случае, если в него войдут статьи расходов, показывающие, как именно вы, а не кто-то другой, тратите деньги. И такие статьи доходов, из которых будет ясно, как вы зарабатываете деньги.
Почти у всех есть такие статьи расходов, как квартплата, коммунальные расходы, продукты питания, и такие статьи доходов, как заработная плата и т. п. Но при этом у каждого из нас имеются также его собственные, особые статьи доходов и расходов.
Подумайте и запишите характерные именно для вас расходы. Вспомните о своих привычках, увлечениях и включите расходы по ним в отдельные статьи. Запишите также все ваши источники доходов. И обязательно включите статью «Другие».
Например, таблица доходов может выглядеть так:
Ежемесячные доходы:
– зарплата,
– рента от сдачи в аренду квартиры,
– проценты по депозиту,
– другие,
– итого ежемесячно.
Ежегодные разовые доходы:
– ежегодная премия,
– проценты по акциям,
– другие,
– итого ежегодные разовые доходы,
– итого доходов за год.
Таблица расходов может выглядеть так:
Ежемесячные расходы:
– квартплата,
– коммунальные расходы,
– продукты питания,
– телефон,
– одежда, обувь,
– развивающие занятия для ребенка,
– бензин,
– проценты по кредиту,
– хобби,
– сигареты,
– обеды на работе,
– другие,
– итого ежемесячно.
Ежегодные разовые расходы:
– отпуск,
– КАСКО,
– ОСАГО,
– другие,
– итого ежегодные разовые расходы,
– итого расходов за год.
Обычно статей доходов не очень много. А насколько подробно нужно расписывать расходы? Статей расходов должно быть столько, чтобы вы могли однозначно понимать, куда уходят ваши деньги. Мелкие, незначительные расходы можно учитывать в строке «Другие». Только следите, чтобы она не составляла львиную долю в общем итоге.
Шаг 2. Запишите все ваши доходы и расходы.
На этом этапе нужно наполнить фактическими цифрами составленные вами таблицы доходов и расходов. Вспомните и запишите свои доходы. Обычно это не вызывает проблем.
Чтобы записать расходы, придется потрудиться. Если вы привыкли расплачиваться исключительно банковской картой, просто возьмите выписку по счету за месяц. Если вы обычно рассчитываетесь наличными, постарайтесь собрать все чеки, счета и другие платежные документы за тот месяц, в котором вы ведете учет. Распределите расходы по статьям.
Насколько детальным должен быть отчет? Настолько, чтобы он мог дать полезную информацию о ваших привычках при расходовании денег. Но не настолько, чтобы вы увязли в мелочах. Помните, что бюджет – это отчет, с которым вы собираетесь работать в течение длительного срока. Вы вряд ли захотите, чтобы он был чересчур перегружен деталями и отнимал слишком много времени.
Итак, все цифры внесены в таблицу. Теперь просуммируйте доходы и расходы за месяц и вычтите сумму расходов из суммы доходов. У вас получилась цифра со знаком «минус»? Значит, вы живете в долг. Ваши расходы больше ваших доходов, и вы их не контролируете (пока). Если же вам повезло и разница положительна, значит у вас есть свободные деньги, которые вы можете направить в резервный фонд, на исполнение вашей давней мечты или инвестировать.
Шаг 3. Поставьте цели и сформируйте бюджет.
Теперь, когда вы видите перед собой фактическую картину ваших финансов, подумайте, все ли вас в ней устраивает. Если расходы превышают доходы, в первую очередь, обратите внимание на самые крупные из них, подумайте, можно ли их уменьшить, и установите реальный бюджет по данным статьям. Иными словами, определите, сколько вы готовы ежемесячно тратить на эти статьи.
Уделите внимание и статьям с маленькими расходами. Иногда намного проще совсем избавиться от этих ненужных расходов, чем уменьшить расходы по основным статьям.
Далее поставьте для себя реальные цели по каждой статье расходов. Для этого в таблице, которая у вас получилась, начертите еще одну колонку справа, назвав ее «Плановые расходы». В эту колонку вы должны вписать те суммы, которые планируете расходовать по каждой статье.
Не менее важно планировать не только расходы, но и доходы. Попробуйте спланировать свои доходы и завершить заполнение таблицы доходов.
Это и будет ваш семейный бюджет.
Бюджет – основной финансовый отчет семьи. Если вы будете придерживаться принятого плана расходов в течение одного-двух месяцев, у вас выработается привычка, и вы научитесь сразу определять, где можно безболезненно уменьшить расходы и как создать резервный фонд или собрать деньги на крупную покупку.
О способах уменьшения расходов и увеличения доходов, а также о создании резервного фонда и способах приумножения ваших денег мы поговорим в следующих статьях.
По материалам В. Савенка
подготовила Наталья БУРЬЯНОВА
ПН | ВТ | СР | ЧТ | ПТ | СБ | ВС |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
« | Ноябрь | » |