Хорошо, когда историю можно изучать не по картинкам в учебнике, а на живых примерах. На уроке патриотического воспитания в КСК «Невский» школьники не просто увидели, а даже подержали в руках оружие, с которым воевали на фронтах Великой Отечественной войны, быть может, и их прапрадеды.
Шлиссельбургский десант
Шлиссельбургская земля – место ожесточенных боев за Ленинград. Знать историю этих сражений, передавать ее от родителей к детям – важное дело, которое сохранит память о подвиге наших предков.
Урок патриотического воспитания для учеников 4-5-х классов прошел 6 декабря в КСК «Невский». Организовали и провели занятие члены военно-патриотического объединения «Искра», краевед Юрий Овсяниковым и сотрудники КСК.
Потомственный краевед Юрий Валентинович с детства занимается изучением истории Великой Отечественной войны на территории Шлиссельбурга и Кировского района, продолжает дело своего отца.
Ю. Овсяников – автор нескольких книг, основанных на архивных документах, воспоминаниях участников боев за Шлиссельбург и горожан, живших в оккупации. Недавно была издана книга «Мальчишки в бескозырках» – о первых в СССР юнгах и их судьбах. Эту и другие книги можно найти в городской библиотеке. Ребятам краевед рассказал трагическую историю шлиссельбургского десанта.
Попыток прорвать кольцо блокады Ленинграда в начале войны было несколько. История шлиссельбургского десанта – это история одной из таких попыток, о которой до недавнего времени было мало известно.
В конце ноября 1941 года командование Ленинградским фронтом решило атаковать позиции врага со льда Ладоги в районе деревни Липки. В операции приняли участие 80-я стрелковая дивизия и 1-й Особый отдельный лыжный полк моряков. Командовал полком пехотный офицер, майор В.Ф. Маргелов.
План операции предусматривал внезапную ночную атаку на Шлиссельбург по побережью, восточнее его. По льду озера должны были наступать все части 80-й дивизии, а затем в прорыв должны были идти моряки-лыжники.
Но план провалился. Многие бойцы 80-й дивизии погибли от голода и истощения, пока пешком добирались от Ленинграда до западного берега Ладожского озера. В ночь на 26 ноября с большим опозданием и без артподготовки дивизия начала наступление на вражеский берег, но эта попытка не удалась. Как не удалась и следующая попытка 28 ноября. Нужно было до рассвета подойти к вражеским позициям и внезапно атаковать. Пройдя 6 километров по льду озера, в двух километрах от неприятельского берега дивизия попала под шквальный огонь, наступление захлебнулось.
Тем временем, 27 ноября полк моряков с наступлением сумерек встал на лыжи и вышел на лед. Не дождавшись пехотных подразделений, рано утром моряки, развернувшись фронтом справа от Бугровского маяка, двинулись на вражеские позиции. Сбрасывая белые куртки и каски, надевая припрятанные бескозырки, в бушлатах и тельняшках моряки черной лавиной бросились на врага. Прорвав первую линию неприятельских окопов у Новоладожского канала, полк Маргелова занял деревню Липки, подойдя к Староладожскому каналу. Моряки взорвали вражеские склады с боеприпасами и уничтожили более трехсот фашистов. Однако поставленную задачу без поддержки пехоты выполнить не смогли. В этом сражении моряки-лыжники потеряли более 800 человек.
История трагического боя долго оставалась в безвестности. Несколько лет назад к краеведу Ю. Овсяникову обратился Александр Ильин, сын одного из участников боя. Вместе они провели большую работу, нашли документальные подтверждения героического подвига моряков.
В 2015 году на месте боя близ деревни Липки (13 км. восточнее Шлиссельбурга) была установлена памятная плита. Каждый год 28 ноября там проходит митинг. Принять в нем участие, прикоснуться к истории могут все желающие.
Солдатская форма
В обмундировании солдат Красной армии на урок пришли члены военно-исторического клуба «Искра». Выступая в роли живых манекенов, мужчины продемонстрировали, какие знаки отличия имела форма политрука, моряка и пехотинца в 1941 году.
Показали ребятам и вооружение красноармейцев – револьвер-наган, винтовку Мосина и самозарядную винтовку Токарева. Форма и оружие, которые демонстрировали школьникам, произведены в 1935-1944 годах. Конечно, оружие не опасно, так как обезврежено в военкомате.
Из этой встречи ребята узнали много интересного. Что такое петлица, как с ее помощью отличить, в каких войсках служит военный. Что такое портупея, для чего политруку был нужен свисток. Что противогазы выдавали не только солдатам, но и лошадям, и коровам. Как саперную лопатку пехотинцы превратили в универсальную вещь: холодное оружие, сковороду, маскировочный предмет и т.д. За спиной пехотинца был рюкзак и продуктовая сумка с сухим пайком, которую, в случае необходимости, солдат мог быстро сбросить, чтобы избавиться от груза. Также пехотинец даже летом за спиной носил туго свернутую шинель. На вопрос, для чего, школьники быстро нашли ответ: солдаты использовали шинель как матрац или одеяло. Узнали ребята, что пулеметная лента, которую носил на себе краснофлотец, весила 8 килограммов, а его форма была сшита из черной шерстяной ткани – сукна.
Ребята слушали и активно задавали вопросы. Девочкам и мальчикам было интересно все: вес оружия, скорость его стрельбы, вероятность убежать от взрыва бомбы. Много прозвучало вопросов о и том, как следует поступать солдату в той или иной ситуации.
Завершился урок инструктажом по технике безопасности. Школьникам объяснили, что, если в лесу или на даче они случайно обнаружат гранату времен войны, трогать ее нельзя. Это опасно для жизни и здоровья. О находке нужно сообщить взрослым, которые вызовут милицию, МЧС или работников военкомата, и те обезвредят опасную находку.
После урока ребята поближе рассмотрели форму гостей, подержали в руках винтовку, наган и гранату. Сомнений нет, от такого часа патриотического воспитания школьники были в восторге!
Мария ЛАЗАРЕВА
Фото автора
По заказу комитета
по печати и связям
с общественностью ЛО
ПН | ВТ | СР | ЧТ | ПТ | СБ | ВС |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
« | Ноябрь | » |