ВСЁ НАЧИНАЕТСЯ С ДОРОГИ ЖИЗНИ

 

75-летию медали «За оборону Ленинграда» посвящается

От Чудского озера до Ладоги

О ледовой Дороге жизни мои сестры, братья и я узнали в том возрасте, когда малыши украдкой прячутся под стол, интересуясь, о чем говорят родные и близкие. В нашей семье первые детские вопросы о Дороге жизни задавали только одному человеку – участнику ледовой трассы, шоферу знаменитой полуторки Михаилу Петровичу Кириллову. Дети спрашивали, на каких трофейных машинах приходилось дяде Мише ездить, как проходили эвакуация и ремонт немецкой техники в военное время, как была организована переправа боеприпасов через реки и многое другое.

Свою медаль «За оборону Ленинграда» М.П. Кириллов ценил выше боевых орденов, полученных за подвиги на других фронтах, а Ленинград считал самым красивым местом на земле, хотя на своем веку повидал многое, освобождал известные города Европы, прошел с Победой всю Германию.

В то время, когда началась Великая Отечественная война, Михаилу Петровичу было 20 лет, он уже служил в армии и на Дорогу жизни прибыл в 1941 году со своим автобатом из Пскова в числе наиболее опытных профессиональных военных водителей. На одном из занятий в автобате по теме «Каким могло быть Ледовое побоище в наши дни» М.П. Кириллов   записал в тетрадку особенности передвижения автотранспорта по льду Чудского озера. Позднее он утверждал, что эта скромная тетрадка спасла жизни сотням ленинградцев. Вот и на Дороге жизни под Ленинградом он старался следовать полученным в учебке навыкам. Знал, что по льду надо двигаться в колонне за машиной потяжелее, но нельзя сразу выходить за ней после вынужденной остановки. Несмотря на любую выбранную скорость, на льду важно сохранять расстояние между машинами не менее 100 метров.

 

С песнями о Ладоге и о любви

Ленинградцы одевались тепло перед отправкой на «большую землю», тем не менее, замерзали без движения в открытом кузове полуторки, страдали от ветра, воя снарядов, боялись осколков и мин. Дети плакали. Чтобы поднять настроение своим подопечным, Михаил Петрович спрашивал, какие песни пассажиры любят больше всего, просил их подпевать.

Блокадники оставались довольны, когда им удавалось услышать красивый, густой бас М.П. Кириллова. Подпевать ему они уже не могли, не было сил от голода и болезней, но губы шевелились, на лицах появлялись улыбки. Детвора не раз на «бис» просила еще раз спеть песню о пряхе, о ее русой косе, и М.П. Кириллов с удовольствием выполнял их пожелание.

Впереди была еще очень долгая и тяжелая война, и водитель одной из сотен полуторок на Дороге жизни еще не знал, что со своей единственной, дорогой, не песенной, а реальной пряхой увидится только в феврале 1946 года. В одном из самых дальних пунктов Большой земли – в Уфе – у них с супругой Клавдией Александровной родится дочь Алевтина, а еще через 6 лет – Нина.

Для дочерей до сих пор загадка, каким образом Михаилу Петровичу удавалось выжить в сплошной кровавой мясорубке войны, успешно доставлять не только грузы, но и больных, измученных голодом ленинградцев. Одними только напутствиями псковичей долго не проживешь. Возможно, горячее желание спасать людей из-под бомбежек и холодного плена Ладоги родилось у Кириллова в ответ на гибель сына, родившегося незадолго до начала войны.

Любой рассказ о войне у дяди Миши начинался с Дороги жизни. Именно здесь он служил с 1941 года, именно здесь сложились его представления о долге и чести, об ответственности за результаты труда, на Ладоге он научился ходить по краю гибели, останавливать машину там, где предвидел полынью, умел двигаться по льду осторожно, помогал неопытным водителям, когда они случайно уводили машину под лед. М. П. Кириллов знал, как важно не допускать перегруз, понимал, что значит не только самому остаться в живых, но еще и уметь спасать из провалов во льду машины и людей (с помощью заранее заготовленных приспособлений в виде легких и безопасных палок).

Опаснее всего, конечно же, был не лед, толщину которого довольно точно могли определить специалисты, а количество летающих истребителей и мастерство фашистских асов. И в такие минуты красноармеец Кириллов продолжал делать свое дело, успешно уходил от взрывов и разломов во льду.

 

ВСЕ ОТВЕТЫ ИЩИТЕ В АРХИВЕ

Командиры всех фронтов боевого пути М.П. Кириллова высоко ценили его умения, знания и сноровку. Об этом я узнала, изучая архивные документы.

Сам Михаил Петрович рассказывал о том, что злее всего артобстрелы грохотали   под Сталинградом. Интересно, всегда ли удавалось в таких условиях перевести боеприпасы, грузы и личный состав, и двигаться к месту ожесточенных боев без существенных потерь?

На этот вопрос дядя уже не ответит. Вместо него сейчас говорят архивы. Вот что записали при квалификации действий М.П. Кириллова под Сталинградом его командиры:

«Рядовой Кириллов, шофер, с 6 октября 1941 года по 15 сентября 1942 года в составе сводного автобатальона 62-й армии бесперебойно доставлял боеприпасы к переправе №62, неоднократно проявлял мужество и героизм при выполнении порученного ему задания».

В архивах таится и множество загадок, разгадка которых становится увлекательным делом. К примеру, не сразу ясно, почему на списке из 44 человек, представленных к награждению медалью «За оборону Сталинграда» командиром 92-й трофейно-восстановительной роты автотранспорта гвардии ст. лейтенантом Сименко и одобренном начальником автоотдела 8-й гвардейской армии гвардии инженером, подполковником Кутуковым, в 1943 году командир роты собственноручно написал быстрым росчерком сверху: «Подписать на 23 медали. 29.06. 1943 г.».

Жирными птичками в количестве 23 штук простым карандашом командир роты отмечал претендентов на награду. В основном, это были бойцы и командиры, фамилии которых попадались ему на глаза на первых страницах списка, и чем ближе к концу списка двигалась его рука, тем меньше оставалось шансов на галочку для других фамилий. Шофер-слесарь М.П. Кириллов был записан в 37-й строке приказа. К моей огромной радости, напротив его фамилии все-таки стояла единственная на странице птичка.

Как разъяснила председатель Совета ветеранов 86-й стрелковой дивизии Е.И. Тутурова, по представленным спискам награды в итоге получили все бойцы и командиры, но в воинские подразделения медали всегда поступали по разнарядке, потому что монетный двор не успевал чеканить металл и раскрашивать эмаль.

Михаил Петрович свою награду получил только 10 февраля 1945 года, хотя в представлении ст. лейтенанта Сименко 1943 года, украшенном галочками, указывался более ранний срок. Видимо, лимит медалей был еще раз урезан, причем не на шутку.

По распоряжению члена Военсовета 8-й Гв. Армии подполковника Тарана, медаль «За оборону Сталинграда» в 1945 году получили 8 человек из общего количества представленных к награде. Горжусь тем, что в акте №207 о вручении награжденным медалей «За оборону Сталинграда» начальника автомобильного управления 8-го Украинского фронта, генерал-майора технических войск Н.В. Страхова шофер-слесарь М.П. Кириллов был записан первым.

В комментарии из архива к периоду службы М.П. Кириллова под Сталинградом говорится, что в результате операции, в которой он активно участвовал, советские войска, остановив наступление немецких армий на сталинградском направлении, сорвали стратегический план немецко-фашистского командования по захвату Москвы. В сражении была истощена ударная сила немецких армий, были выведены из строя отборные дивизии врага и значительная часть боевой техники. В этот период были подготовлены условия для перехода советских войск в решительное контрнаступление.

 

ГЛАВНАЯ НАГРАДА –

ИЗ ЛЕНИНГРАДА

До сих пор у меня не было возможности найти архивные документы на все без исключения награды М.П. Кириллова. Но известно, что кроме медали «За оборону Ленинграда» он был награжден медалями «За взятие Будапешта», «За освобождение Белграда» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Кроме того, по данным из ЦАМО, 06.04.1985 Министр обороны СССР подписал представление о награждении М.П. Кириллова Орденом Отечественной войны II степени, и есть даже сведения о том, где в юбилейной картотеке награждений ЦАМО хранится указанный документ. Значит, поиск документации о наградах можно и нужно продолжать в память о безвозвратно ушедших ветеранах.

Елена КРАЕВСКАЯ

Фото из личного архива

© 2001-2024 гг.
Разработано: ЗАО "Кторстудио"
При любом использовании материалов сайта, ссылка обязательна.