В конце XIX века к нему швартовались суда, а сейчас это один из экспонатов зарождающегося в Шлиссельбурге музея под открытым небом. Уникальный предмет – пал из путиловского известняка – был найден на берегу Ладожского канала в Шлиссельбурге в начале сентября этого года. Артефакт бережно перевезли и установили на территории комплекса «Нотебург».
Краевед Юрий Овсяников поведал об истории находки, а директор ООО «Эко-Экспресс-Сервис» Владимир Жигульский рассказал о планах открытия музея под открытым небом.
Как рассказывает Юрий Овсяников, каменный пал был найден на берегу Новоладожского канала, на 7-м километре. Краевед полагает, что в том месте находился причал, и к палу когда-то швартовались суда, которые проходили по каналу во второй половине XIX века: «Известно, что стоянки судов в Шлиссельбурге были на правом берегу Новоладожского канала, этот же пал мы нашли на левом».
«Мы обнаружили исторический предмет совершенно случайно, занимаясь поиском шлиссельбургского десанта, который высаживался здесь в сентябре 1941 года. Пал был наполовину в земле, сломан. Мы решили его выкопать и установить в Шлиссельбурге, чтобы и жители, и гости города могли прикоснуться к историческому объекту, – сообщил Юрий Валентинович. – Уникальная вещь! Таких я прежде никогда не встречал!»
Как рассказал журналистам Владимир Жигульский, пал стал одним из экспонатов зарождающегося на территории ресторанно-гостиничного комплекса «Нотебург» музея под открытым небом: «Здесь формируется экспозиция, посвященная истории образования Шлиссельбурга, основным вехам его развития – с древности до наших дней. Известно, что Шлиссельбург тесно связан с водным транспортом, поэтому мы решили начать с установки якорей, которые были созданы как в России, так и за рубежом. У нас представлены якоря различных конструкций и эпох, речные и морские. Любой житель и гость Шлиссельбурга сможет прийти к нам, чтобы увидеть, какие мы выставляем экспонаты. Пал – это действительно интересная находка, уникальный объект. Радует, что он в хорошем техническом состоянии».
Рядом с живописным рукотворным озерцом есть еще один предмет старины – речной якорь, так называемая «кошка». «Он кованый, ручная работа», – подчеркнул Юрий Овсяников.
Здесь также представлены якорь Давида и якорь Холла, которые были распространены и на речных, и на морских судах небольшого размера, а также якорь Матросова.
«Скоро появится центральный экспонат нашей экспозиции – большой адмиралтейский якорь, который обнаружил и подарил нам поисковик, водолаз Игорь Матюк, – делится радостью Владимир Жигульский. – Трехметровая конструкция весит полторы тонны. Для экспоната таких внушительных размеров мы уже готовим специальный постамент».
Это интересно!
Новоладожский канал был построен вдоль южного берега Ладожского озера за 5 лет, с 1861 по 1866 годы, параллельно обмелевшему и пришедшему в ветхость Староладожскому каналу.
Протяжённость Новоладожского канала – 110 км. Судоходство по нему было открыто 1 сентября 1866 года. Некоторые источники сообщают, что на этом канале существовал сбор (мыто) в размере 0,5% от стоимости груза.
В 1970-х годах по Новоладожскому каналу курсировало речное скоростное пассажирское судно «Заря-104» на линии Ленинград — Новая Ладога. В настоящее время Новоладожский канал используется для движения судов малого и среднего водоизмещения и отстоя более крупных судов в межнавигационный период.
Сергей Лисовский
Фото автора
ПН | ВТ | СР | ЧТ | ПТ | СБ | ВС |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
« | Ноябрь | » |