Так уж совпало, что одновременно с этим на тему домашнего насилия и помощи пострадавшим задумались и в фонде развития культуры, образования и науки «Просвещение» в Шлиссельбурге. О том, как решили помогать здесь женщинам, и о новом проекте, который практически готов к реализации, рассказала журналисту «Невского истока» директор фонда Наталия Синичкина.
– Наталия Евгеньевна, расскажите, пожалуйста, о фонде «Просвещение». Когда он был создан и для каких целей?
– Фонду развития культуры, образования и науки «Просвещение» уже больше года, он был создан 11 февраля 2019 г. Нашими основными задачами являются поддержка культурных и образовательных инициатив; организация и проведение научных исследований в области общественных и гуманитарных наук; оказание консультационной и информационной помощи по вопросам социализации, психического здоровья, личностного и профессионального развития человека.
– А как Вы решили обратиться к помощи женщинам, подвергшимся насилию?
– Идея этого проекта родилась совсем недавно как отклик на те события, которые происходят в стране в связи с пандемией.
Увеличение случаев насилия – прогнозируемый результат сидения дома в условиях «самоизоляции». Люди, склонные к насилию, получили дополнительный импульс к проявлению агрессии. Сейчас многие медики задаются вопросом: «Сколько людей умерло не из-за коронавируса, а благодаря коронавирусу?» А сколько социальных проблем, в том числе связанных с несправедливостью, уголовным преследованием и т.д. были сопряжены с пандемией, когда люди, которые могли тебе помочь, не смогли этого сделать, – они были переключены на другие задачи!
Когда я стала разбираться в ситуации более подробно, то выяснила, что, оказывается, в связи с пандемией специальные социальные квартиры (те квартиры, куда может скрыться женщина, пострадавшая от домашнего насилия) были закрыты.
Опять же консультирование, экстренная психологическая помощь в кризисных центрах могла оказываться только онлайн. Но в кризисной ситуации человеку нужно не просто поговорить, а чтобы рядом присутствовал человек, готовый оказать личную поддержку, а не через экран компьютера.
Ситуация сложилась патологическая: насилия стало больше, а помощи – нет.
В это непростое время у меня вспыхнула мысль: «А что могу сделать я?» Не то чтобы тема насилия связана непосредственно со мной, но я живу в той стране, где она перманентно присутствует. Это такой фон, который был, есть и, я думаю, что будет всегда. Общество у нас достаточно агрессивно и патриархально. Да – есть изменения, да – рождается новое поколение, живущее в открытом обществе, появляются другие обстоятельства, благодаря чему понимание темы насилия постепенно меняется. Но рассчитывать, что убеждения и взгляды людей, формировавшиеся столетиями, поменяются за секунду, не приходится: до сих пор живы стереотипы «бьет – значит любит», «лишь бы милый рядом», «сама виновата – не видела за кого замуж выходишь?». Хуже всего, что и сами женщины нередко отрицают наличие проблемы домашнего насилия: им кажется, что это только с кем-то в телевизоре и интернете – «со мной такого быть не может» и «нельзя выносить сор из избы». Кроме того, многие думают, что домашнее насилие – это только побои. Но это очень часто и психологическое насилие, когда тебя подвергают регулярным оскорблениям, унижают и обесценивают, приводя тем самым к осознанию собственной никчемности, забирая здоровье и веру в лучшую жизнь.
– В чем заключается ваша помощь?
– На базе фонда мы оказываем психологическую помощь: проводим онлайн и офлайн консультации. Также проводим экспресс-диагностику на предмет депрессии, уровня тревожности и в целом психоэмоционального состояния. Например, если женщина находится в очень сложной ситуации и у нее есть потребность в более интенсивной терапии, то этих женщин мы передаем в кризисную психотерапию, и далее принимается решение о том, какой путь выбрать для дальнейшей поддержки. Но на первом этапе нам нужно вернуть, так скажем, «холодный ум», создать ситуацию безопасности, показать пострадавшей, что она не одна. Кроме того, мы помогаем найти временное убежище пострадавшим от домашнего насилия женщинам.
– Что делать, если ты понял, что рядом с тобой происходит насилие?
– Это очень актуальный вопрос. У человека зачастую появляется спонтанное желание немедленно вмешаться, оградить жертву. Я знаю несколько таких случаев в своем близком окружении, но всегда интуитивно понимала, что так делать нельзя. И это правда. Кризисные психологи говорят о следующем: если вы слышите (например, за стеной у соседей), что происходит насилие, то ни в коем случае не нужно вмешиваться самостоятельно. Потому что таким образом вы можете спровоцировать человека, который совершает насилие. Как самое плохое развитие событий – убийство, причем всех участников конфликта. Что же нужно сделать, если вы понимаете, что совершается домашнее насилие? Немедленно вызывать полицию. Если ситуация завершилась в короткий срок до принятия вами решения об обращении в правоохранительные органы, то нужно дать понять жертве: «я все знаю, вы можете на меня рассчитывать, ко мне можно обратиться, я окажу поддержку, я знаю, куда позвонить». Пока женщина не понимает, что есть кто-то, кто готов ей помочь, она не разорвет порочный круг насилия. Формируются дисфункциональные мысли (иррациональные, «неправильные»), при которых женщины даже не рассматривают вариант, что есть помощь. Помимо этого, появляется чудовищное чувство вины и беспомощности – «я сама во всем виновата и беспомощна что-либо изменить».
Те, кто отрицает домашнее насилие, могут посмотреть мировую статистику, сколько ежедневно погибает женщин. У правозащитных организаций, например, есть такая информация, что порядка 60-70% женщин, сидящих в тюрьмах за убийство, выбрали тюрьму осознанно, убив своих партнеров, мужей (в противном случае убили бы их). Мужчины тоже подвергаются домашнему насилию – конечно, не в такой мере, как женщины (согласно мировой статистике, примерно 3% от всех случаев). Возвращаясь к теме «как я могу помочь?»: даже если, вы просто дадите женщине телефон кризисного центра, то это уже помощь. К сожалению, очень немногие обладают такой важной информацией.
– Расскажите, пожалуйста, подробнее о новом проекте.
– Наш проект для женщин «Помощь есть, и она рядом» мы представляем на соискание Президентского гранта. Проект будет посвящен трудным жизненным ситуациям, в которых оказались женщины в период пандемии. С одной стороны, мы будем оказывать поддержку женщинам, пострадавшим от насилия, а с другой, - работать над повышением уровня благополучия, чтобы люди не отчаивались в связи с потерей работы и ухудшением материального положения. В реализации гранта будут участвовать карьерные консультанты, которые проведут курсы, где научат писать резюме, делать самопрезентацию, грамотно искать работу. Будем работать и над повышением digital-квалификации, чтобы быть с компьютером на «ты» и получить дополнительные ресурсы для удаленной работы. Будем консультировать мам, испытывающих трудности с детьми-школьниками в связи с переводом обучения в онлайн. Также планируем провести несколько творческих вечеров, где выступят музыкальные коллективы и пройдут художественные выставки.
– Какие дальнейшие перспективы в работе фонда «Просвещение»?
– Мы будем продолжать работу по основным направлениям: это и образовательные проекты для взрослых и детей, и проекты в области поддержки психического здоровья, а также профориентации молодежи и профессионального развития взрослых, получит дальнейшее развитие и проект филармонического общества в Шлиссельбурге.
… И еще хочу сказать большое спасибо женщинам Кировского района, принявшим участие в анкетировании «Трудные жизненные ситуации в период пандемии». Всем нам здоровья, благополучия и побольше радости в это непростое время!
Татьяна ПАВЛЕНКОВА
Фото из архива
Наталии СИНИЧКИНОЙ