Каждое интервью – это общение с человеком, а каждый человек – целый мир. Расспрашивая героев беседы об их жизни, всегда находишь что-то такое, что трогает за душу, будь то события, случившиеся на жизненном пути или человеческие качества. Разговор с Ниной Алексеевной Кульневой состоялся еще год назад, когда у нее был юбилей. И уже тогда стало понятно, что не самым прямым путем наша героиня пришла, что называется сейчас в ту самую «свою» профессию – стала учителем. Тем учителем, который хотел и мог научить, и поэтому отказывался от легких вариантов – «просто поставьте тройку». Газета «Невский исток» поздравляет Нину Алексеевну с 91-м днем рождения и Днем учителя, и делится со своими читателями историей удивительного человека.
Детство, опалённое войной
Родилась Нина Алексеевна 7 октября 1929 года в Новгородской (тогда Ленинградской) области в поселке Акуловка. За год до этого в семье уже родилась девочка, в 1933 году появилась на свет и самая младшая сестренка.
В 1933 году семья переехала в село Зарубино. Здесь добывали огнеупорную глину в шахте. Отец работал на шахте, и продукты давали только на него. Время было трудное и голодное.
Мама устроила старших девочек в садик. Дорога туда запомнилась Нине Алексеевне на всю жизнь. Идти было очень далеко. Держась за мамину юбку, девочки брели вдоль железной дороги, по которой ходили вагоны с глиной, а как только приближался состав, мама отталкивала дочерей подальше от путей в канавы около рельс.
Нина Алексеевна совсем не помнит, как пошла в первый класс, осталась только фотография, но зато помнит, что была отличницей. А после четвертого класса началась война.
Отец ушел на фронт и пропал без вести. Поднявшихся на защиту Родины мужчин заменили женщины, они стали работать на шахте. В том числе и мама Нины Алексеевны. Работа была изматывающей и тяжелой. Огромный пульмановский вагон на 60 тонн загружали глиной, используя тачки. Летом в помощь даже брали детей. С того времени наша героиня знает, что такое «терриконики» (отвал, искусственная насыпь из пустых пород, извлеченных при подземной разработке месторождений) и «опока» (слои глины с красными крапинами).
Как вспоминает Нина Алексеевна, мама была строгой, однако вся эта строгость обуславливалась теми условиями, в которых жила семья. Своим дочерям она всегда желала только самого лучшего – об этом ясно говорит тот факт, что все три девочки получили высшее образование.
Кем быть?
На вопрос, а какой предмет в школе был любимым, Нина Алексеевна так и не ответила, сказав, что самым главным – было желание учиться. А условия, в которых знания получали, конечно, оставляли желать лучшего. Почти не было учебников, писать приходилось на газетах, постоянно менялись учителя. За все школьные годы полгода учили немецкий, а через несколько лет – английский.
В школе ярко проявилась любовь к чтению, но как говорит героиня – не у нее одной. Было принято читать книжки, которыми делились друг с другом. Поэтому чтение «Консуэлы» Жорж Санд за печкой не было чем-то необычным в тот момент.
Не запомнился выпускной вечер, но какое платье она себе сшила, Нина Алексеевна помнит отчетливо в деталях.
Вообще из всех сестер в доме ей было доверено наводить красоту: он шила, перешивала, подшивала валенки, делала дратву, следила за тем, чтобы все в доме было аккуратно, расставлено и разложено так, как положено.
В 1947 году после окончания школы нужно было идти в институт. Нина Алексеевна, упаковав все свои немудреные пожитки в деревянный чемодан, вместе с тремя подругами отправилась в Ленинград. Понимания кем быть еще не было, и решила пойти «за компанию» в финансово-экономический институт.
Приехали на Московский вокзал, а что дальше делать? Одна из подруг, получившая прозвище «Фигура» уже бывавшая в большом городе подсказала, что нужно ехать на трамвае. Забрались в трамвай, и через несколько остановок к девушкам обратился контролер: «выходите или штраф». Вышли на Невском проспекте, вместе с ними вышел и контролер, спросил, куда же приехали будущие студентки, после чего даже подсказал дорогу куда идти.
Все четверо успешно поступили, Нина Алексеевна поселились в общежитии, и началась студенческая жизнь. Вокруг было все незнакомое и новое, даже непривычные для деревенской жизни продукты. И с этим связана одна забавная история. В то время была карточная система. Отоваривались девушки в магазине около нынешнего Дома книги в подвальчике в небольшом магазине. За витриной были неизвестные продукты и в том числе пельмени. Один раз «Фигура» решила их попробовать. Взяв кулек пельменей, на улице предложила подругам – угощайтесь. Как легко догадаться – тогда сибирский деликатес не пришелся девушкам по душе.
Студентки успешно окончили первый курс, и перешли на второй. Однако по семейным обстоятельствам после летних каникул Нина Алексеевна на учебу не вернулась, пришлось остаться дома и работать. Устроилась в амбулаторию в регистратуру, готовила главврачу отчеты, помогала с больничными листами. Проработала там четыре года. Потом мама сказала, что нужно продолжить учебу, да и самой девушке этого очень хотелось. Но тут снова стал вопрос, а кем быть…
Решила вернуться обратно, ведь и студенческий билет, и зачетная книжка все еще были на руках. В институте, поскольку был большой перерыв, предложили вновь идти на первый курс. Это остановило Нину Алексеевну.
Предстояло принять быстрое решение, куда же двигаться дальше. Недалеко от дома в городе Боровичи было медицинское училище и двухгодичный учительский институт. Взвесив все «за» и «против» Нина Алексеевна выбрала институт. Отучилась год в Боровичах, а через год перевели в Великий Новгород.
После окончания отправили на работу в деревню Ракомо около Новгорода. Два года молодая специалистка отработала здесь учителем русского и литературы. И тут поняла, что это «ее профессия». Несмотря на то, что успеваемость в школе была низкая, но дети тянулись к знаниям, старались изо всех сил, а Нина Алексеевна, почувствовав это, была рада помочь.
Семья и школа
В скором времени девушка познакомилась с будущим супругом. Он учился в училище гражданской авиации и работал техником.
Именно из-за его работы семья переехала в Петрокрепость и здесь у них родилась дочка – Оля.
Нина Алексеевна, конечно, захотела работать по специальности, но тогда мест в восьмилетней Петрокрепостной школе не было. Директор Алексей Терентьевич Яковлев пообещал, что как только вакансия появится, то сразу возьмет молодого учителя в штат и слово свое сдержал, через месяц Нина Алексеевна стала работать в группе продленного дня. Поступила в Педагогический университет им. А.И. Герцена на отделение русского языка и литературы на заочное.
Жизнь шла своим чередом, Нина Алексеевна стала работать учителем русского и литературы, через несколько лет школа переехала в новое здание.
Каждый день с кипами тетрадей она возвращалась домой, проверяла их до позднего вечера, чтобы на следующий день на уроках подсказать своим ученикам, где ошиблись, над чем еще нужно поработать. Никогда Нина Алексеевна не ставила оценки просто так – не поддавалась ни на уговоры ребят, ни на советы коллег.
«Всегда говорила детям – мы с тобой поработаем, и будет хорошая оценка. Зато, потом у них самих появлялся интерес, и они начинали забегать на переменах, спрашивать, а что еще выучить, рассказать. И когда получали заслуженную оценку, то знали, что получили ее за свой труд и знания. Я всегда к работе относилась честно и совесть моя чиста. Зато как я рада, когда спустя многие годы встречаю на улице своих бывших учеников с семьями, детьми и кроме слов благодарности за знания не слышу ничего», – говорит Нина Алексеевна.
Но, конечно, работа – это совсем не единственный успех в жизни Нины Алексеевны Кульневой. Любимая мама, бабушка и прабабушка – это еще три звания, которыми она может по праву гордиться.
Татьяна Павленкова
Фото из личного архива Н.А. Кульневой
ПН | ВТ | СР | ЧТ | ПТ | СБ | ВС |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
« | Ноябрь | » |