Информация Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору обращает ваше внимание на сохранение угрозы заноса и распространения возбудителя африканской чумы свиней (далее - АЧС) па значительной территории Российской Федерации.

С начала 2021 года (но состоянию на 20 декабря 2021 года ) па территории России зарегистрировано 352 случая заболевания АЧС среди домашних свиней и 130 случаев среди диких кабанов. Очаги заболевания выявлялись в течение года на территориях 49 субъектов Российской Федерации.

Наиболее неблагополучными по АЧС среди домашних свиней в 2021 году являются: Амурская область (39 случаев), Хабаровский край (26), Свердловская (20), Саратовская (21). Калужская (19), Нижегородская и Ярославская области (по 17), Приморский край и Волгоградская область (по 13), Ставропольский край и Брянская область (по 11), Белгородская и Самарская области (по 10).

Наиболее неблагополучными по АЧС среди диких кабанов в 2021 году являются: Амурская (24 случая). Калужская (20), Ярославская (16) области, Хабаровский (13), Приморский (12) края, Новгородская область (11).

На основании анализа причин продолжающегося, несмотря на принимаемые меры, распространения АЧС на территории Российской Федерации с охватом новых регионов страны, ранее благополучных по этой болезни, можно заключить, что основными факторами, серьезно осложняющими работу по стабилизации эпизоотической ситуации по АЧС в России, являются следующие.

1.  Перевозки инфицированных убойных свиней, сырых продуктов их убоя, мясосырья и свиноводческой продукции (в том числе непромышленной выработки) без ветеринарных сопроводительных документов или по неправомерно оформленным и выданным ветеринарным сопроводительным документам.

2.  Неправомерная реализация инфицированной вирусом АЧС продукции и живых свиней, в том числе в несанкционированных местах торговли сельскохозяйственной продукцией – на стихийных рынках, ярмарках выходного дня, а также через интернет- сайты, представляющие собой площадки для подачи бесплатных объявлений (Юла, Avito и др.), через газеты бесплатных объявлений.

3.  Утрата контроля за развитием эпизоотической ситуации по АЧС на соответствующей административной территории со стороны органов государственной ветеринарной службы субъектов Российской Федерации вследствие недостаточных действий по осуществлению мониторинга ситуации с распространением этой инфекции в регионе, а также вследствие сокрытия населением и хозяйствующими субъектами случаев заболевания и сверхнормативного падежа свиней от болезней инфекционной природы.

4.  Циркуляция вируса АЧС среди диких кабанов – природного резервуара АЧС, формирование природных очагов этой инфекции.                                                                                                                      -

5.  Низкие темпы работ по переводу свиноводческих биологически незащищенных хозяйств, для которых получение III или IV компартмента не представляется возможным, на другие виды деятельности в неблагополучных по АЧС регионах (или расположенных в зоне непосредственной угрозы заноса АЧС), следствием чего является циркуляция вируса АЧС среди домашних свиней, содержащихся в незащищенных хозяйствах, а при наличии природных очагов АЧС – постоянный процесс взаимного перезаражения между домашними свиньями и кабанами

6.  Отсутствие объективного учета свиней, выгульное их содержание, подворный убой в ЛПХ, КФХ,  иных мелкотоварных свиноводческих хозяйствах, а также скармливание содержащимся в таких хозяйствах свиньям необезвреженных пищевых отходов и продуктов разделки туш добытых диких кабанов.

7.  Случаи заноса вируса АЧС на крупные биологически защищенные свиноводческие объекты вследствие нарушений санитарного режима на этих предприятиях в результате так называемого «человеческого фактора» – безответственных (перемещения персонала в производственных зонах в обход санпропускников и т.д.) или преднамеренных (несанкционированное проникновение в производственные зоны с целью хищения комбикормов и др.) действий персонала.

8.  Допускаемые руководством свиноводческих предприятий задержки в приостановке производственных процессов и поставок мясосырья и свиноводческой продукции в связи с подозрением на АЧС при сверхнормативных показателях падежа свиней.

9.  Допускаемые органами и учреждениями государственной ветеринарной службы субъекта Российской Федерации задержки при отправке проб биоматериала для исследований на АЧС, при принятии решения об инициировании введения режима карантина по АЧС или об осуществлении отчуждения животных в очагах АЧС.

10.  Недостатки в деятельности по обнаружению, утилизации и уничтожению биологических отходов на соответствующей административной территории, вследствие чего трупы павших от АЧС свиней, инфицированные продукты убоя свиней долгое время могут в результате неправомерных действий физических или юридических лип находиться в места, доступных для диких кабанов (в лесных массивах, оврагах, на свалках твердых бытовых отходов расположенных вдали от населенных пунктов, и др.).

© 2001-2024 гг.
Разработано: ЗАО "Кторстудио"
При любом использовании материалов сайта, ссылка обязательна.